Алексей Константинович Толстой [24.8(5.9).1817, Петербург, - 28.9(10.10).1875, Красный Рог, ныне Почепский район Брянской области], граф, русский писатель. В 1836 году сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете. С 1834 года служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической и военной службе; с 1843 года занимал различные придворные посты.
В 1840-х годах формируется талант Толстого - лирика и автора баллад. Многие его лирические стихи (напечатанные в 1850-60-е годах) приобрели широкую популярность ("Колокольчики мои", "Ты знаешь край, где всё обильем дышит", "Где гнутся над омутом лозы" и др.). Первая публикация - фантастическая повесть "Упырь" (1841, под псевдонимом Краснорогский) - была сочувственно встречена В. Г. Белинским. С 1854 году печатал в "Современнике" стихи и литературные пародии от имени вымышленного Козьмы Пруткова (в соавторстве с А. М. и В. М. Жемчужниковыми).
В конце 1850-х годов сотрудничал в славянофильской "Русской беседе", затем в "Русском вестнике" и "Вестнике Европы". В 1861 году Толстой отдалился от двора и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму "Дон Жуан" (1862), исторический роман "Князь Серебряный" (1863), историческую трилогию - трагедии "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870). В 1867 году вышло первое собрание стихотворений Толстого.
В последнее десятилетие жизни писал баллады ("Роман Галицкий", "Боривой", "Илья Муромец", "Садко" и др.), поэмы, лирические стихи. В произведениях Толстого отразилось своеобразие его политической и эстетической позиции. Он ненавидел политический гнёт, возмущался засильем бюрократии, едко высмеивал правительственную политику и попытки замаскировать её реакционность либеральной фразой (стихотворные сатиры "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева", 1868, опубл. 1883; "Сон Попова", 1873, опубл. 1882), но не сочувствовал и революционным идеям, оспаривал революционно-демократическую эстетику (баллады "Поток-богатырь", "Порой весёлой мая").
Основные достоинства романа "Князь Серебряный" - живое изображение инициативных, сопротивляющихся гнёту героев и занимательность повествования. В драматической трилогии Толстой, рисуя трагедию трёх царствований конца 16 - начала 17 вв., показывает губительное воздействие неограниченной самодержавной тирании на психологию государственных деятелей и нравы их подданных. Значительность изображенных в трагедиях исторических конфликтов, разнообразие типичных характеров и замечательный, тонко очерченный психологический образ царя Федора привлекают режиссёров и актёров.
Постановкой "Царя Федора" был открыт в 1898 году МХТ. Две первые трагедии прочно вошли в репертуар советских театров. Лирические стихотворения Толстого просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах ("Средь шумного бала, случайно", "То было раннею весной"). Толстой вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений положено на музыку русскими композиторами.
Информация с сайта: http://www.c-cafe.ru
Песни из репертуара »
|